ЗДРАВСТВУЙ, МАМА, Я ВЕРНУЛСЯ!!!
Фигаро здесь, Фигаро там… вы думаете, это о чем? А это о том, что я снова в Иркутске. По осени обстоятельства «вытолкнули» меня отсюда, теперь заставили вернуться обратно. Пожалуй, в последнее время они как-то сильно на меня влияют. Но что ж, так бывает. В краткосрочном периоде. Главное, чтобы в долгосрочном оказалось, что свою жизнь мы сделали сами ;). Тем более, теперь я просто должна сделать давно обещанное – поделиться своими ощущениями от столичного бытия. И в общем-то, хочу развеять некоторые мифы а, может, подтвердить кое-какие старые истины.
Миф 1. Иркутск – провинциальный город
Сидели мы как-то с Володей Рабиновичем (для тех, кто не знает – завкафедрой рекламы на факультете сервиса и рекламы ИГУ) в «Шоколаднице» на Мясницкой, и он сетовал, что в Иркутске мало таких приятных мест, где можно вот так мило посидеть. Ну, кто спорит, - наверняка поменьше, чем в Москве. Но мне все-таки кажется, что и в Иркутске их вполне достаточно. А дело скорее в том, что здесь мы больше заняты повседневными делами и не так часто выбираемся куда-то - в кафе сходить, в театр или музей. Когда же ты приезжаешь в другой город, а уж тем более – в столицу, ты просто обязан посетить максимум достопримечательностей, пошататься по симпатичным забегаловкам, в общем, «культурно отдохнуть и отметиться». А в обычной жизни мы следуем своим привычкам. И если вы в родном городе не привыкли часто ходить в кафе и в театры-музеи, то и в любом другом месте вряд ли что-то радикально изменится. Поскольку я вела в столице свой обычный образ жизни, то я там тоже особо никуда не ходила. Как обычно, любимым моим занятием были пешие прогулки по городу, тем более, что старая Москва мне всегда очень нравилась. Ну, была пару раз в музее, посетила Неделю высокой моды (с виду – вполне будничная ярмарка). А в театр выбралась уже перед самым отъездом, да и то потому, что собралась уезжать, и потому, что меня пригласила бывшая в столице по делам иркутская приятельница :). Впрочем, это посещение было отмечено одной чисто московской деталью. Мы ходили в Ленком на «Юнону и Авось», спектакль давнишний и идущий в старой постановке (лишь вместо Николая Караченцева Рязанова сейчас играет Певцов). Но почему-то перед началом спектакля в партере вертелись телевизионщики с камерами. А в конце, уже после всех выходов артистов на аплодисменты, на сцену вышел Абдулов и сказал, что с большим удовольствием хочет поприветствовать давнего друга театра, который приехал к ним в гости – Пьера Кардена. В зале встал седовласый дядечка и раскланялся перед публикой, которая зааплодировала ему с новой силой. И вот этот незначительный эпизод, произошедший мимоходом, создал ощущение причастности к чему-то с виду такому будничному, но на самом деле, конечно, не совсем обычному. Потому что к нам – теща в гости на блины, а к ним – Пьер Карден. Ну так, заехал :). Хотя, как мне кажется, Иркутск – такое место (благодаря в основном Байкалу, конечно), что и сюда могут вот так заехать очч-чень даже интересные люди – был бы повод. А кому же создавать такие поводы, как не нам самим? Вот когда-то давно, когда ТК АИСТ проводила фестиваль документального кино, в числе других именитых гостей к нам приезжал культовый французский оператор Саша Аверни. Захотел человек на Байкал посмотреть – понятное дело. Буквально на днях заглянул популярный ныне в массах бразильский сказочник-моралист Паоло Коэльо. Говорит, боялся разочароваться, ан нет, не разочаровался, скорее наоборот. А наши «Мимолеты»? Да сколько еще поводов было (и очень надеюсь – еще будет) великим мира сего заглянуть в наши суровые и прекрасные края? Давайте только их побольше создавать. Ведь кто еще, если не мы, будет это делать?
Наверное, к этому же сюжету (это про то, что у нас редко случается) можно отнести и работу с федеральными клиентами. А поскольку «ИМА-дизайн», где я работала, студия давнишняя и известная, она сотрудничает со многими крупными российскими (и не только) производителями товаров и услуг. За те полгода, которые я там провела, я работала с такими компаниями, как Вимм-Биль-Данн, Мерлион, Stanly, Седьмой континент, Эфко (производитель масла и майонеза «Слобода»), Галакта (водки «Мороз и Солнце», «Полтина»), United Bakers (производитель снэков, бренд «Любятово») и некоторыми другими большими и интересными фирмами. И, надо сказать, провинциалкой себя абсолютно не чувствовала, и в грязь лицом не ударила :). В подробности, увы, пока не могу вдаваться – большинство проектов еще находятся в работе (надеюсь, несколько позже мне удастся кое-что рассказать). Пока лишь могу зафиксировать одно «фенологическое наблюдение». В подавляющем большинстве, работать с клиентами там также непросто, как и здесь. Особой разницы я не почувствовала. Все, как обычно – рутина, авралы, семь пятниц на неделе, не всегда разумное давление менеджеров, отсутствие технологий… запомнилось, как креативщики из «Родной речи» рассказывали на своем семинаре (проведенном на выставке «Дизайн и реклама»), что последний ролик Sprite «Животные» (который сейчас эфирится), они делали с Coca Cola 10 месяцев! Просто потому, что все строго соблюдалось: выбирался сценарий, тестировалась концепция, рисовался аниматик, он также тестировался, и т.д. и т.п. Но, увы – это даже для Москвы не такой частый случай, и работают так, в основном, зарубежные компании. Отечественные же, даже весьма крупные, нередко «ставят телегу впереди лошади» или вообще выпускают из процесса необходимые этапы (то же многострадальное тестирование), что создает массу проблем, как для агентства, так и для самих компаний.
Миф 2. В Москве жизнь идет быстрее
В общем-то, уже достаточно давно (во всяком случае, со времен моей работы в рекламном бизнесе), я перестала чувствовать особую разницу между Иркутском и Москвой, хотя лет 15-20 назад я ощущала ее весьма остро. Возможно, характер работы и темп моей жизни с той поры сильно изменился. Количество событий в единицу времени настолько увеличилось, что в моем отсчете времени год порой идет за два, а то и за три :). Хотя люди (знакомые случайные и не очень) говорили мне, что разницу эту ощущают до сих пор и порой побаиваются этого огромного, шумного и суетливого города. В общем, опять - многое зависит от образа жизни и характера занятий, а вовсе не от географии.
Старая истина: хорошо там, где нас нет
В общем-то, люди в столице ведут обычную для россиян жизнь, мало чем отличающуюся от остальных. Вспоминаю свои впечатления десятилетней давности – казалось, что они там выглядят интереснее, особенно, конечно, женщины. Сейчас такого я не почувствовала, и даже не знаю, хорошо это или плохо. Хорошо потому, что мы стали мало от них отличаться. Плохо потому, что как-то он грустен, весь этот наш убогий шанхайский вид. Люди на улицах и в метро являют не слишком радостную картину бытия современного россиянина. Конечно, есть там яркие и интересно выглядящие личности, но я думаю, что они теперь пешком по улицам не ходят (благодаря чему на дорогах создаются бесконечные пробки :)). Москва - «город одного дела» - сказал мне один деловой москвич. Другие подтвердили: «когда мы ездили в Казань, успели побывать за день в пяти местах, были так довольны!». Так что зря мы на них раздражаемся порой, что они такие медлительные. Суетиться бесполезно – все равно в пробке застрянешь. Поэтому и живут размеренно :).
Короче - если вы знаете, что вы – классный специалист, чувствуете в себе потенциал, который хотите реализовать, пожалуй, имеет смысл перебраться в столицу – в Москве острый дефицит на профессионалов-рекламистов и бренд-менеджеров (да и не только). И там (хоть и не всегда сразу) вам может повезти с интересной работой и не менее интересной зарплатой ;). Если же вы пока специалист так себе, и жить вам негде, особого смысла менять шило на мыло лично я не вижу. А уж если у вас есть свое дело, которое нормально развивается, и вы знаете, что идете верным путем – хорошо подумайте в каком виде стоит туда ехать (если стоит вообще). Как недавно сказал владелец известной тольяттинской дизайн-студии Zebra design branding Андрей Митин в интервью журналу «Индустрия рекламы»: «Наемный сотрудник — это всегда более простая и менее ответственная должность. В качестве наемного сотрудника меньше свободы в реализации своих планов» - и это - ох, какое верное замечание! Хотя сейчас, оглядываясь на время, проведенное в Москве, я думаю, что хотела бы вернуться – все-таки это мой размерчик! :) Дело за малым - найти единомышленников, с которыми было бы можно с удовольствием поработать в команде. А «ИМА-дизайн», конечно, спасибо – познакомилась с хорошими и интересными людьми, узнала что-то новое, смогла проверить себя.
P.S. Очень жаль…
Когда я вернулась, я увидела, какой Иркутск грязный город. Чертовски обидно! Он достоин лучшего. Спасибо Владимиру Владимировичу, поругался. Быть может, поэтому у нас, наконец, взялись дороги ремонтировать?
Елена Палютина
Москва-Иркутск,
Ноябрь 2005 - апрель 2006 г.
Тексты публикуются в авторской редакции и носят субъективный характер.
Очень просим воздерживаться в высказываниях от прямых и косвенных оскорблений, спама и коммерческих сообщений. Надеемся, что Ваши постинги будут корректными и конструктивными.
2006-05-29 07:22:36 Дмитрий С возвращением :)
Лена, интересен Ваш комментарий относительно прошедшего в Иркутске "Континента рекламы"? И про очередной пролёт в Идее всех представленных иркутских рекламистов? 2006-05-29 08:26:33 Палютина Спасибо, Дмитрий!
Комментировать оба события мне сложно - за Континентом я особо не следила, на Идею! нынче не ездила. На вскидку, мне показалось, что в Континенте выбирали "лудшее из худшего", потому и на Идее! нам ничего и не светило - там давно уже очень высокие требования к оригнальности, с чем, увы, у нас худо. Да, общий уровень иркутской рекламы вырос, но прорывов практически не наблюдается. Хотя, может, это просто от того, что интересные работы не выставлялись. Вот занял же аудиоролик РА "МедиаХит" 2 место аж на ММФРе. Не участвует в фестивалях иркутский дизайнер Игорь Малкин, а она - фигура весьма неординарная на нашем небосклоне. Кстати, заметьте - устилимцы взяли на Идее! что-то в социалке. Так что не все у нас так плохо, наверное, - имеем среднюю температуру по больнице - народу меньше, наград, соответственно, тоже.
Ну и еще обна вечная тема - не берет наш Заказчик креативные работы, за редким исключением. Сама вот уже по возвращении в очередной раз грустно убедилась. :( 2006-05-29 08:27:43 Палютина в любом случае, что в Иркутске снова появился рекламный фестиваль - это хорошо. 2006-05-29 08:30:47 Дмитрий Лена, Малкин выставил свои работы на иркутском "Континенте", но его работы не прошли даже в номинанты. 2006-05-29 08:51:27 Тарханов Николай , если что. ПРо "пролёты": пока будем вариться в собственном соку- пролётов будет много. Одно дело - "крут неимоверно в Иркутске", другое дело: "а чья это такая никакая реклама?" допустим, на "Идее":)))))))))))))))))
Очень просто раздать друг другу бранзулетки, "чиста по-домашнему", а другое дело - что-либо создавать, исходя из внешних уровней и критериев оценки:)
То что фестиваль местный есть - хорошо. Первый шаг сделан. ВТорой- повысить уровень.
ПРо Москву, Иркутск, другие города:считаю, что важно не ГДЕ делать, а ЧТО делать и КАК делать.
В Москве (Как впрочем и в других столицах) своего г... тож хватает. 2006-05-29 09:18:49 Дмитрий 2Николай:
Да, и в маскве не каждай реклама - "лев", далеко не каждая. А про "пролёт", здесь главный вывод: местные фестивали - в каком-то смысле, не более, чем самоутешение, но никак не серьезное профессинальное соревнование и критерий качественного роста местных рекламистов-дизайнеров. Но, конечно, это не означает, что фестивалей местных не должно быть. Пусть будут, хотя бы как не лишний повод взаимообмена чем-нибудь полезным. 2006-05-29 10:59:24 Палютина что меня все время удивляет - народ не хочет учиться. Вот за призом на Идею! поехать - готовы. А семинары послушать что-то не особо. Мне же кажется, что каждое участие в нормальном, не доморощенном фестивале - это огромная возможность научиться, шагнуть вперед и главное - зарядится здоровой злостью на самого себя - другие могут, а мы-то чем хуже? Так что, господа, ездите почаще в разные города-веси, уверена, это всем пойдет только на пользу :) 2006-06-07 23:11:30 Артем Гилев Сложно, мне кажется, вообще делать какие-то обобщения в Москве. У нас год назад из отдела уволился один весьма талантливый режиссер - владелец золотых статуэток всемирного масштаба. Ушел с творческой обидой на верховное руководство. Год нигде не работал. Сейчас наконец устроился в другое подразделение, нашей же фирмы. И это не единичный случай. Вывод: думаю найти работу в Москве независимо от квалификации и таланта не очень просто, а работу по душе еще сложнее. 2006-06-08 07:22:10 Лена Палютина Артем, так это и не обобщения по Москве, это обобщение личного опыта. Что же касается творческой личности, ей всегда скорее сложно, чем просто. Не говоря уж об особенностях характера, ведь чем больше умений, тем выше и требования. Да разве и обычному человеку это просто сделать (найти работу по душе и т.п.)?
Что, пожалуй, можно утвержадть более-менее однозначно, так это то, что хорошо там, где тебя любят, есть близкие люди (а уж Москва это или Иркутск - дело десятое), а во-вторых то, что в Москве теоретически больше возможностей - профессиональных, технических, клиентских, финансовых. И в этом плане, конечно, интереснее, если ты сможешь к этим возможностям приобщиться (потому и теоретически - ведь на эти возможности и желающих в разы больше). Масштабы, конечно, впечатляют. В регионе намного меньше, просто в разы, клиентов, которые могут предоставить хотя бы лизкие по масштабу возможности, а порой таковых нет вообще. 2006-06-09 09:52:48 Артем Гилев Тарханову Николаю, если что: Не важно - ГДЕ делать, ЧТО делать и КАК делать, важно довести это до абсурда. Хорошие идеи гибнут, если их не довести до абсурда. 2006-06-09 19:03:16 Артем Гилев Зато можно любое г. довести до абсурда и выдать за хорошую идею 2006-06-09 23:35:51 Дмитрий 2Гилев: "найти работу в Москве независимо от квалификации и таланта не очень просто, а работу по душе еще сложнее". Ну, смотря кому, мне кажется. Средней руки рекламисту или дизайнеру - легко, гораздо легче, чем в Иркутске. А если речь о таланте - ещё проще, тем более при общеконстатируемой креативной стагнации российской ad-индустрии. Вопрос только в материальных притязаниях: если середнячок сходу желает свыше 1500 - то тоже будет год безработы и... чемодан-вокзал-урюпинск, также и с неадекватным аппетитом "суперкреатора", но в этом случае ещё вопрос занятости "хороших" мест в "хороших" РА. 2006-06-10 06:37:40 Артем Гилев Правда! При общеконстатируемой креативной стагнации российской ad-индустрии все хорошие места в хороших РА заняты. Есть плохая работа в плохих РА но за это, к сожелению, денег не платят.
Я - сходу желаю 1500, я деже 2500 сходу желаю, у меня неадекватный аппетит суперкреатора. А Вы? 2006-06-11 09:01:20 Дмитрий 2Артем: А я желаю 3000-5000, но реально оцениваю себя на 1500-1800, и, думаю, мне больше и не предложат ;)
А вот когда чего-нить сделаю эдакое, что сделает Агентство или студию заметнее, тогда, разумеется, запрошу 2000-2500 и, уверен, мне не откажут. А Вы во сколько реально себя оцениваете? ;) 2006-06-11 09:37:48 Артем Гилев Я себя в данный момент реально оцениваю в 1200 в месяц чистыми. Плюс халтурка. С нового сезона обещают чуть повысить. Дмитрий, а вы уже нашли работу в Москве? 2006-06-12 06:35:39 Лена Палютина 2 Дмитрий: Артем, думаю, по большому счету прав. Даже то, что я в свое время попала в ИМА - было стечением обстоятельств (уж не знаю, хороших или нет). Хотя, со временем, понабрав очки, думаю, можно "подняться". Но на это, как уже говорилось - нужно время и терпенье, а также некоторая доля везения. Но можно, можно, при наличии талантов. Есть примеры. "Надо только выучится ждать/Надо быть спокойным и упрямым... :) 2006-06-12 15:28:06 Дмитрий 2Артем: все мои клиенты - московские ;) Год-полтора назад было фифти-фифти (москва-иркутск), а за прошедший и текущий год - все клиенты московские и новые - из Москвы. Правда, один был аж из Томска (сильно я удивился и... рад был: они сумели вытянуть "нетомский" бюджет). Мне нравится работать с москвичами: там решается всё быстро, платят нормально и "фишки просекают". Все мои любимые и уважаемые клиенты - москвичи. Так вот. Растрепался :))) 2006-06-12 15:31:11 Дмитрий 2Артем: и, главное - я отработал методу и средства работать без территориальной привязки: поэтому лет через ...ать планирую жить на яхте в одной из австралийских бухт, а работать на весь мир :) Язык ток надо выучить или эккаунта с языком нанять. 2006-06-12 15:39:08 Дмитрий 2Лена: Конечно ясно, что яркий талант здесь - не факт, что не затеряется среди московской толчеи талантов. Скорее - как раз затеряется. Многие, думаю, и возвращаются из Москвы именно потому, что остро переживают тот факт, что здесь они "звезда", а там - всего лишь "свечка", ну или фонарик люминисцентный :)
А расти надо, надо конечно. Даже вон Мухина из Ижевска проговорилась про мысли про Москву. Хотя, уверен, останется в Ижевске (там, полагаю, ситуация еще хуже, чем у нас, что не помешало Мухиной взять даже Эпику). Также и Митины из Тольяти (Зебра дизайн-брендинг) - тоже уважаемые в Москве ребята призеры международной Идендити-2006, но из Тольяти переезжать пока не намерены. Вот живые примеры как надо работать и славить свой город:) 2006-06-12 15:41:03 Дмитрий А ещё интересную тенденцию заметил в прошедшем и этом году: экспансия (при чем порой - призовая) китайских(!) дизайнеров на медународный уровень! 2006-06-12 19:12:43 Артем Гилев Вы молодец, Дмитрий! В то время как московские халтурщики вовсю раскручивают региональных заказчиков (нетомский бюджет для таких всегда находится) вы отнимаете хлеб с маслом у прирожденных москвичей с таганки.
В Иркутске звезда - это смешно, там ты звезда только сам себе звезда. И когда такая звезда попадает в настоящий переплет, то проблема прежде всего в том, что такой человек закрыт для всего нового, он превык считать что все знает, все умеет, не хочет ничему учиться.
Новичек считает что работа в Москве, это нечто вроде награды за заслуги. Заметили! Пригласили! На деле же, талант - это Дима Билан. Врят ли кто-то приехавшему из провинции сразу предложит снять фильм вместо Тимура Бекмамбетова, или возглавить Первый канал вместо Кости Львовича. Сперва нужно пообтереться и понять некоторые принципы (к предидущему абзацу). Хорошо бы вообще закончить какое-нибудь учебное заведение (я имею в виду не Политех).
Никто, к примеру, дизайнеру здесь не платит оклад в 5000, таких окладов не существует. Но это не значит что хороший дизайнер не может зарабатывать 5000 в месяц.
Работа(мне как работнику нужна работа, я не "продюссер") в Москве находится одним единственным способом - по-знакомству.
Москва - это столица нашей родины, МАТЬ ЕЕ! Можно сколько угодно прославлеять родной город, говорить про работу без территориальной привязки, но, к сожелению, за пределами МКАДа жизни нет (сам видел, отвечаю)... 2006-06-13 11:20:27 Лена Палютина 2 Артем, про МКАД: да, есть такая тема... хотя работать без привязки - это реально. Вот известный политтехнолог наш Алексей Ситников - прописан, вроде, в Москве, но в России недели две проводит в год. И вопрос даже не в том, где привязаться, а в том, что надо мотаться по всему миру, чтобы не стать "звездой в пределах иркутска". Хотя широта мышления - опять же вопрос мировоззрения в очень сильной степени, способность взглянуть на себя здраво и не зазвездиться, а вечно пытаться достать с неба новую звезду, простите за завернутый каламбур :) 2006-06-13 11:28:32 Лена Палютина а то, что Мухина проговорилась - не удивительно. Хотя Ижевск и ближе к Москве, чем Иркутск, и ко всему остальному тоже. Ведь, действительно, весьма значительная и важная для творческой личности часть жизни протекает все же в пределах МКАДа и на запад от него, увы :(
Что же касается москвичей-заказчиков - это неудивительно, это лишь вопрос пиара. Я вот тоже заметила наличие этой интересной для регионалов прослойки - в Москве есть ряд заказчиков, которые хотят качества, но не тянут бюджеты москвичей-лидеров. зато бюджеты регионалов-лидеров им вполне под силу ;). Мы вот тоже законтачили с одними интересными для портфеля гражданами...
По такому же принципу много россиских дизайнеров работает с заграницей. 2006-06-13 11:31:42 Лена Палютина еще Дмитрию: экспансия азиатов неудивительна - растут ребята во всех отношениях. я вот давно слежу, как тайское отделение Огилви берет международные призы. а Китай так сейчас вообще во всякой моде... 2006-06-14 08:34:35 Дмитрий 2Лена: со всем согласен:) 2006-06-15 15:58:53 Артем Работа без территориальной привязки - это хорошо! Часто бывает что заказчики получают за те же деньги гораздо более качественный продукт просто потому что расходы в регионе объективно меньше, а желание сделать работу хорошо заметно больше. Однако, это не значит что в Москве работают только безмозглые лодыри. Загнивание индустрии происходит совсем не по причине недостатка талантливых людей в столице, их здесь полным-полно. Было бы наивно провинциальному таланту предполагать, что он сейчас приедет и все взорвет (хотя гении бывают - я видел). Как объяснить, почему несмотря на то, что в продолжают Москву съезжаться таланты, то что я вижу на экране мне ни капли не нравится? 2006-06-19 13:35:33 Лена Палютина 1) диктат заказчика
2) все равно наша средняя температура по больнице малокреативна
3) а может, посмотреть в консерватории? ;) 2007-09-14 14:24:28 Аноним
|