Рекламная пауза
 Новости
 История с географией
 Портфолио
 Наше наследие
 Координаты

СУДЬБА ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Материал публичной лекции М.Г.Мееровича

Когда я шла на эту лекцию Марка Мееровича – архитектора, членкора, профессора и прочая, прочая, у меня было сложившееся мнение по поводу иркутских деревянных строений. Ну что, думала я, можно открыть нового в этой старой во всех смыслах теме? И так ясно, что делать: самые-самые - отреставрировать, построить пару-тройку кварталов-новоделов для туристов, остальное – под нож бульдозера. Как потом выяснилось, я была не одинока в такой точке зрения. Что не удивительно – как и большинство коренных (да и не только) иркутян, меня тоже достали эти жуткие развалюхи, особенно в центре города. Но, как оказалось, именно эти дома и усадьбы для многих людей, которые приезжают в Иркутск в гости или по делам, в значительной степени формируют его аутентичный образ. Ведь зданий из стекла и бетона во всем мире великое множество, а иркутская деревянная архитектура – она одна такая. А мы не понимаем значения этого богатства, и вместо того, чтобы бережно его восстановить, разрушаем.

На волне всплеска интереса к теме формирования бренда города мне кажется важным, чтобы мы переосмыслили свой взгляд на деревянный Иркутск и попытались сделать все возможное, чтобы сохранить его «по максимуму». Ведь бренд – это не просто красивый логотип, подлинную сущность любого бренда формирует его содержание. Именно поэтому, с любезного разрешения автора, ниже публикуется текст лекции. Конечно, он лишен многих нюансов живой речи, эмоционально более беден, но так важно, чтобы подробности узнало как можно больше людей – быть может, тогда мы сможем что-то изменить в ситуации. Поэтому будем рады вашим мнениям на этот счет, вне зависимости от времени, когда вам доведется сюда заглянуть.

Елена Палютина


Меерович М.Г. член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор исторических наук, кандидат архитектуры, профессор

СУДЬБА ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА – ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

• Почему в Иркутске и других городах России, сохранивших исторических деревянную застройку, происходит ее уничтожение?

• Действительно ли деревянная застройка является помехой для развития города, для обновления и улучшения качества городской среды?

• Возможны ли перспективы развития Иркутска без уничтожения исторической городской среды; можно ли примирить интересы строительного бизнеса, частных владельцев земли и недвижимости и призывы деятелей культуры и искусства к сохранению историко-культурного наследия

Или не нужно сберегать деревянное гнилье?

В чем ценность исторической застройки Иркутска?

В чем уникальность иркутского деревянного наследия?

Иркутск, одновременно, и типичный, и уникальный сибирский город.

Типичный потому, что возник точно также, как и все остальные города на восточной окраине России в 17 веке – в результате колонизационной политики – сначала, как укрепленное место размещения военного отряда казаков

Потом, как деревянная крепость с административными и военно-хозяйственными постройками

Деревянная крепость со временем превратилась в каменную с деревянными жилыми и административными зданиями.

Так развивались все сибирские города.

По мере роста поселения, территория вокруг крепости стремительно застраивалась, прежде всего, деревянными жилыми домами

Каменными были лишь культовые, административные и отдельные общественные здания. Весь остальной город, как и все прочие города Сибири, был деревянным

Фактически, вся жилая застройка представляла собой 1-2 этажные деревянные дома

В XVIII в. город стремительно растет

Этому в немалой степени способствует тот факт, что в 1799 г. Иркутск становится столицей гигантской губернии, границы которой захватывают и Американский континент - Аляску

В 1799 г. создается Российско-Американская компания – Иркутск становится «приморским» городом - в нем в 1803 г. учреждается адмиралтейство (просуществовало 36 лет - до 1839 г.)

Все экспедиции на Дальний Восток, Монголию. Якутию, Китай, Аляску формируются в Иркутске. Через Иркутск едут все посольства в Пекин и идут торговые караваны в Китай и Монголию.

Оптовая торговля с Тихоокеанским Востоком сосредотачивается в руках иркутских купцов, что способствует интенсивному строительству и росту города

В 1879 г. пожар уничтожает всю центральную часть города

После пожара Иркутск довольно быстро отстраивается заново.

Причем, на месте сгоревших домов, возникает новая деревянная и каменная застройка, планировочно мало отличающаяся от допожарной

Эта новая деревянная застройка во многом воспроизводит те формы декоративного убранства домов, которые существовали до пожара

Уникальность Иркутска заключается в том, что в нем до сегодняшнего дня отдельные фрагменты деревянной застройки сохранились, фактически, почти в неизменном виде

Но сегодня деревянные исторические дома находятся сегодня в ужасном техническом состоянии

Причина трущобного состояния деревянной городской застройки коренится в советской жилищной политике, поставившей индивидуальное жилье вне закона

Советское коммунальное жилище обеспечивало контроль над повседневным поведением и образом мысли людей за счет уплотненного, максимально раскрытого соседям совместного обитания людей в одной квартире Кроме того, многоквартирное, многоэтажное жилище позволяло территориально концентрировать пролетариат (управлять рассредоточенными массами большевики не умели)

Поэтому первыми же декретами советской власти индивидуальное усадебное городское жилище было муниципализировано, уплотнено насильственным подселением совершенно посторонних людей и, тем самым, превращено в коммуналки. А государственная градостроительная политика направлены исключительно на возведение многоквартирного многоэтажного жилища

Утратив хозяина, деревянное городское жилище стало стремительно ветшать и гнить

В советский период территории, занятые «деревяшками» рассматривались лишь как резерв земли под новое многоэтажное, многоквартирное строительство

В послеперестроечный период ничего не изменилось в градостроительной политике местных властей – на территорию, занятую деревянными историческими домостроениями и сегодня они смотрят лишь как на резерв земли под новую застройку, а не как на «архитектурный антиквариат»

Но может быть не нужно ничего менять в муниципальной градостроительной политике по отношению к историческому центру Иркутска?

Может быть не нужно сохранять, восстанавливать, реконструировать деревянную застройку, которая в Иркутске представляет собой преимущественно трущобы?

Ее вполне справедливо ненавидят и те, кто в ней живет, и те, кто мимо нее ходит; деревянные дома называют не иначе, как «развалюхами», «гнильем» и «помойкой»?

В чем ценность деревянного архитектурного наследия, причем, не столько памятников, сколько наиболее уязвимой рядовой, фоновой застройки?

Декоративное убранство деревянных домов - это не просто красивые завитушки или бессмысленные, но оригинальные узоры

На фасадах домов запечатлены культура и дух народов, населявших Сибирь, их представления о красоте, их вера в существование добрых и злых сил природы

Декор можно читать, как книгу; разгадывать, как зашифрованное послание; понимать, как своеобразный «портрет», тех, кто когда-то населял эти дома

Деревянный декор иркутских домов имеет несколько стилей, одним из которых является «сибирское барокко»

Обычно, когда пишут о сибирском барокко (именуемом иногда московским или нарышкинским барокко, или украинским барокко) приводят в пример Крестовоздвиженскую церковь – подлинный шедевр сибирского культового зодчества

Но очень мало, практически ничего, не пишут об огромном количестве деревянных иркутских домов, фасады которых украшены разнообразными деревянными наличниками в стиле сибирское барокко - уникальном, практически неизученном явлении в сибирской архитектуре

До сих пор не разъяснены причины появления этого стиля в Иркутске. Указания на то, что он возник благодаря выходцам из Украины или европейской части России, ничего не поясняют, так как по всей траектории соответствующих миграционных потоков ничего подобного не обнаруживается

Гипотезы о влиянии польских ссыльных требует своей проверки. Так же, как и предположение о прототипической роли художественного оформления иконостасов православных храмов г. Иркутска

Еще один стиль – «деревянный классицизм», имитирующий формы каменной архитектуры классицизма

В Сибирь он был привнесен вместе с «высочайше рекомендованными» фасадами, присылаемыми из Санкт-Перербурга, следование которым было обязательным

В Иркутске они переделывались под основной в тот период местный строительный материал – дерево и соответственно украшались

Сегодня этот феномен также не исследован и не изучен

Другим редчайшим стилем является «древнерусский языческий»

Деревянное узорочье этого стиля содержит знаки, выражающие обрядно-мифологические представления, связанные с земледельческим культом , а также несет языческие религиозно-магические символы

Он несет знаки солнца и дождя

Он несет знаки поля, семян и весенних ростков

Магико-символический деревянный орнамент покрывает фасады домов

И его можно читать как книгу

В декоративном убранстве иркутских деревянных домов встречается стиль «модерн»

В деревянном декоре иркутских домов широко распространены восточные мотивы

Встречаются сочетания стилей

Иркутский декор сдержит совершенно необъяснимые формы, которые еще ждут своего исследователя

Огромное количество социально-исторических, историко-культурных вопросов ждут своего сосредоточенного и углубленного изучения

Ответы на них – одно из фундаментальных оснований краеведения, основа сохранения исторической памяти о прошлом народов, осваивавших и населявших Сибирь

Несмотря на широкое поле вопросов, требующих своего изучения, очевидным и доказанным сегодня является утверждение о том, что иркутское деревянное декоративное убранство жилых домов 18-19 вв. неповторимо (!)

Ничего подобного нет ни в каком другом городе России

Магический орнамент располагается не только на фасадах, но и на воротах

Магический орнамент покрывает крыльца и двери, отгоняя злых духов.

Но он не способен защитить от современных демонов обогащения

Ценность декоративного убранства фасадов деревянных домов не способна перевесить стоимости земли под ними

В конфликте денег и культуры, деньги оказываются сильнее

Сколько за последние годы в г. Иркутске объектов культурного наследия (деревянные здания) были выведены Службой охраны объектов культурного наследия областного правительства из списка охраняемых объектов и обречены на уничтожение?

Многие из тех зданий, что не подпали под «официальный» приговор, «случайно» сгорели по причине негодной электропроводки

Какое количество пожаров, действительно, являются следствием старой электропроводки? А сколько целенаправленных поджогов лишь прикрывается подобными официальными заключениями?

По данным томских коллег всего лишь около 3-4 % утрат деревянных домов происходит по причине самовозгорания электропроводки, а большая часть (22%) – в результате целенаправленных поджогов.

ПРИЧИНЫ УТРАТЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
(данные по г. Томску)

- расселение для расчистки территории под новое строительство с последующим снос объектов, находящихся во вполне удовлетворительном техническом состоянии - 43%;

- целенаправленные поджоги – 22%;

- самовольное губительное искажение первоначального облика – 14%;

- уничтожение зданий, пришедших в аварийное состояние – 14%;

- пожар по техническим причинам (ветхая электропроводка или неосторожное обращение с огнем) – 7%.

Опыт Риги и Устюга, наглядно показывает, что приятие местного закона о том, что вместо сгоревших деревянных домов, располагающихся в границах «достопримечательного места», может появиться только точно такой же дом; надежно спасает деревянные домостроения от «случайного» «возгорания из-за плохой электропроводки»

Причины разрушения исторической среды также заключаются в том, что большинство деревянных зданий, несущих уникальный декор, лишены возможности обрести охранный статус «объектов культурного наследия» из-за несовершенства методики оценки их уникальности.

Поэтому подавляющее большинство иркутских деревянных домов не обладает статусом памятника - кроме уникального декора они не имеют других, необходимых для этого (по существующим методикам) характеристик

Сама методика оценки «историко-культурной ценности» зданий и сооружений нуждается в серьезной корректировке в пользу истории и культуры, а не в угоду тем, кто настойчиво и «мотивированно» добивается выведения вновь выявленных или сгоревших объектов из списка памятников и тут же уничтожает

Подавляющее большинство иркутских деревянных зданий законодательно никак не защищено. Но если мы понимаем, что они не менее ценны, чем официально признанные памятники, и хотим их сохранить в виде индивидуальной усадебной застройки, неужели мы не найдем способа , как это сделать.

Это наш город и если все мы: депутаты, чиновники администрации, руководители строительного бизнеса, учителя, пенсионеры, молодежь – горожане, осознаем ценность того, чем владеем, мы сможем и сохранить ее, и приумножить. Сами издадим законы и сами станем им следовать …

Главная проблема сохранения исторической деревянной застройки в том, что она никому не интересна и никому не нужна

У иркутской деревянной исторической застройки нет хозяина, нет «субъекта» попечения о ней, управления ею:

– жильцы, как правило, готовы ехать на край света, лишь бы в новое благоустроенное жилище,
– бизнес не желает вкладывать в реставрацию и реконструкцию ни копейки,
– для муниципалитета эти неприватизируемые дома – тяжкая обуза,
– органы охраны выводят объекты культурно-исторического наследия из списка памятников в угоду застройщикам,
– застройщики выжигают деревянные дома, расчищая место под строительство ….

Деревянной исторической застройке Иркутска нужен хозяин. Необходимо сформировать «субъекта» возрождения исторической деревянной застройки.

Может быть пришло время изменить наш, все еще остающийся советским, взгляд на то, каким должен быть современный город ?

Может быть следует территориально развести исторический центр и административное ядро города ?

Что должно быть в центре – крупные объекты (офис-сити, администрация, шопинг и т.п.) или малоэтажное усадебное городское жилище, строго сохраняющее исторический облик ?

Каким должно быть жилище в историческом центре города?

Мы сами способны определить, является ли единственно верным предложение собрать деревянную застройку в несколько архитектурных резерваций - «заповедных» зон, а остальную территорию центра «привести в порядок» - застроить современными благоустроенными домами?

Мы сами должны решать, может ли градостроительная муниципальная политика в Иркутске допустить существование в его центре крупных фрагментов территории частного индивидуального жилища, но не в виде современных коттеджей, а в виде жилища в исторических домах-усадьбах (в «архитектурном антиквариате»)?

Неужели центр города не может оставаться 1-2 этажным. Деревянным, внешне аутентичным, т.е. сохраняющее старый облик, а изнутри насыщенным современными инженерными системами?

Кто откажется жить в таком доме?

Необходимо решить массу технических и законодательных вопросов:

• Инженерно-техническое обеспечения территории и зданий
• Экономико-правовое регулирования
• Территориальное планирования и проектирования городской среды
• Организационно-управленческого обеспечения работ по регенерации (менеджмент)
• Информационно-идеологического сопровождения программы возрождения исторической среды и проч.

Можно для размещения современных функций (торговли, досуга, питания, отдыха, быта т.п.), которые не способны вместиться в небольшие объемы деревянных исторических зданий с крохотной площадью и жесткой конструктивной схемой, использовать цокольное пространство

Устройство цокольных этажей под историческими зданиями (там, где это возможно) значительно большего габарита, чем обычный подвал, позволяет нормально функционировать в исторических зданиях современным технологиям и не искажает «внешности» зданий.

Иркутск не все шансы еще утратил для осуществления подобной доктрины. В нем до сих пор сохраняются локальные фрагменты территории исторической деревянной застройки

Негативный опыт регенерации квартала № 130 может быть исправлен; позитивный – улучшен, усовершенствован, развит и повторен

Мы прекрасно знаем, что никаких федеральных или муниципальных денег не хватит на восстановление исторической деревянной застройки, чудом сохраняющейся в Иркутске. Нет средств и на инженерное обеспечение территории общегородскими коммуникациями

Необходимо формирование консолидированного бюджета, составленного из четырех источников:

1) Федеральные средства – за счет них осуществляется расселение ветхого фонда (но без уничтожения домостроений, как это происходит в настоящее время);
2) Деньги муниципального бюджета – инженерное оборудование территории;, благоустройство, озеленение и т.п.
3) Крупный бизнес включается в работы по регенерации, получая взамен коммерчески привлекательные территории
4) Частные инвесторы – осуществляют реставрацию и реконструкцию приобретаемых в собственность объектов исторической деревянной застройки

Поодиночке ни один из этих «субъектов» осуществить работы по регенерации исторической застройки не в состоянии

Деревянный Иркутск спасти можем только мы сами: депутаты, руководители строительного бизнеса, сотрудники городской администрации, учителя, студенты … – все те, кто здесь живет и собирается жить дальше.

Это наш город. И если мы примем решение сберечь исконно сибирскую уникальную историю и культуру, запечатленную в деревянной застройке; если утвердим местные законы, обеспечивающие это; определим какой должна быть городская политика и дальше будем этому следовать, никто не в состоянии будет нам помешать.

Только наша собственная воля, наше осознание ценности того исторического наследия, которым мы обладаем, наши знания и наша убежденность в том, каким должно быть будущее нашего города, способны изменить Судьбу Иркутска

Благодарю за внимание

Меерович М.Г. член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор исторических наук, кандидат архитектуры, профессор







Тексты публикуются в авторской редакции и носят субъективный характер.
Очень просим воздерживаться в высказываниях от прямых и косвенных оскорблений, спама и коммерческих сообщений. Надеемся, что Ваши постинги будут корректными и конструктивными.



2011-07-19 12:44:19 Драган
Очень правильно. Город должен иметь лицо. А оно есть, его только не надо терять, надо содержать в порядке, и народ потянется.

2011-07-19 12:51:35 Елена Палютина
Уникальность Иркутска заключается в том, что в нем до сегодняшнего дня отдельные фрагменты деревянной застройки сохранились, фактически, почти в неизменном виде - это надо было выделить, когда размещали текст. Поскольку именно поэтому нам необходимо эти фрагменты восстанавливать в совокупности, а не отдельными зданиями.

2011-07-19 16:50:30 Татьяна
Обожаю деревянный Иркутск...очень грустно смотреть, как разрушается центр города...

2011-07-20 05:08:52 Антон
Приезжали гости из Казани и говорили - как здорово, что вы бережете свои деревянные дома. Знали бы они, как обстоят дела на самом деле...

2011-07-20 08:42:25 Елена Палютина
Уважаемые гости, надо пологтать - со-горожане! Если вы внимательно читали текст выше, в нем сказано, что усилиями кого-то одного (даже государства), эту задачу не решить. И как правильно мне сказал один человек в личной переписке - тут должна быть проявлена общая воля - мэра и горожан (а может быть и не только мэра). Поэтому сетовать можно сколько угодно, но тут нужны именно общие усилия от нас всех. Какие - вопрос к нам. Поянтно, что не каждый возьмет на себя ношу создавать инициативную группу, оргнаизовать митинг или т.п., но - мы же люди творческие - можем придумать что-нибудь. Хотя бы распространить эту информацию, чтобы как можно больше людей знало подлинную историю деревянного Иркутска - тогда вероятность изменения отношения к этому вопросу и перехода количества в качество будет намного выше. И тогда может найдутся и активисты. Ну или случится еще-что-то позитивное. Главное же - это лапками работать :)

2011-07-20 22:05:13 Tarkhanov
Лен, что нового прозвучало в этой статье уважаемого человека?
Или в Иркутск туристы ( российские и зарубежные) приезжают сугубо для походов среди пятиэтажек в районе Лисихи?
Прочитал начало твоего спича и улыбнулся:)
"снести деревяшки и понастроить нового".
С 1991 ро 2011 годы много нового и интересного на твой взгляд построено?
" бизнес не желает вкладывать деньги в реконструкцию" ой- ли?


Я не иркутянин, но для меня Иркутск интересен и даже любим именно за эти самые деревяшки. За вот такие узкие улицы, которые движению препятствуют, за цирк, драмтеатр, за
набережную и краеведческий музей.

Сугубо мое субъектиавное:)))))

2011-07-21 07:45:21 Светлана Бушмакина
Судьба деревянного Иркутска решается уже несколько десятилетий! Первый относительно глобальный сдвиг в этом вопросе произошёл, в «лихие девяностые», о чём напишу позже. Я почти иркутянка, конкретно и практически познакомилась с проблемой деревянных архитектурных памятников ещё во время учёбы на архитектурном факультете. По окончании первого курса студенты архитекторы проходят «обмерную» практику – обмеряют старинные дома (не только деревянные) делают зарисовки (кроки) для создания паспорта дома, возможности, понять какую ценность представляет та или иная постройка, вот тут-то я поняла «изнутри» проблему. Обмеряя не только фасады, но и интерьеры, мы заходили в дома с рулетками, планшетками и широко раскрытыми глазами увидев то, как по разному живут люди и так, же по разному относятся к своему дому. Одни нам угрожали, конечно же в шутку, просили не обозначать уникальность их дома, для того чтоб не дай Бог на фасаде появится табличка «ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ» тогда они обречены, дом их не снесут и они не переедут в новый панельный дом!
Мне повезло познакомиться, с настоящим ЭНТУЗИАСТОМ! Который, понимая, всю ценность строения и места где оно расположено САМОСТОЯТЕЛЬНО! Кропотливо очищая старую краску с закрашенных старинных шпингалетов на окнах и других предметах интерьера, возрождал старину! Одновременно делая его (дом) комфортным для проживания. Конечно же, он мечтал увидеть на своём фасаде «ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ» и боялся быть обречённым переехать в новый панельный дом!
И сейчас найдётся огромное количество энтузиастов с деньгами, которые с великим удовольствием возродят и сделают комфортной для проживания или работы деревянную и каменную старинную архитектуру Иркутска.
Примером тому может быть возрождённый в «лихие девяностые» дом купцов Шастиных или Дом Европы, или «кружевной дом», или «усадьба на Жандармской». По инициативе французской ассоциации сохранения мировых памятников, дом купцов Шастиных был внесен в список мирового охраняемого наследия и при поддержке мэрии Иркутска спасен от сноса. Также в список охраняемого наследия были включены окружающие дома. Из благодарности к французам дом получил своё современное название.
«Историко-архитектурный комплекс, созданный на базе Дома-усадьбы Шастина, является частью большого проекта «Формирование памятниково-заповедных зон в городе Иркутске», реализуемого администрацией города. Цель проекта – сохранение фрагментов облика старого Иркутска, его самобытности и неповторимости».
И сейчас это оазис нового старинного Иркутска. Как там классно! В этом году в день города на территории комплекса открыта «Аллея городов побратимов Иркутска». Создан музей чая! Я с огромным удивлением узнала, что Иркутск – город, расположенный на великом чайном пути. Именно из Иркутска начиналось одно из самых значительных ответвлений Великого чайного пути - в Якутию на Аляску. Поэтому открытие Музея чая в нашем городе - немаловажное событие. Смешно звучит, но наше управление Культуры, комитет по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска находится в амбаре, который расположен на территории этого комплекса и все очень довольны! Работать в таком амбаре просто одно удовольствие! Вот вам пример комфортного использования «деревяшек», а после надеюсь, удачного осуществления проекта 130 квартал их станет больше!
Настал момент сделать тему МОДНОЙ и ПРЕСТИЖНОЙ. Ведь как уже говорила в своём спиче Ольга Иванова, те, кто не разъехался из Иркутска по столицам и заграницам желают реальных преобразований в нашем городе.

2011-07-21 13:11:39 Елена Палютина
Коля, лично для меня было новым то, что ценны не отдельные дома, изукрашенные резьбой (как Дом Европы например). а по сути - все оставшиеся. Что именно эти большие анклавы аутентичных деревенных строений, порой не таких красивых - как редкое явление, сохранившееся в Иркутске - это тоже ценность. Для меня это было реальным открытием. я уже не говорю о знаковых подробностях (в смысле - о значении деревянных узоров). Что бизнес не желает вкладываться - отчасти верно и не верно. Где-то вкладывается (и может, ему даже мешают) - наверное, МГ некоторые вещи пережал. Но разве ты будешь спорить с наличием явно неслучайных поджогов? А?

2011-07-21 13:21:41 Елена Палютина
Светлана, непременно напишите подробности. Думаю, они будут многим интересны. Ну и если вернуться к теме исчезновения и разрушения - как я поняла, марка Григорьевича беспокоит то, что восстановление и сохранение, в сравнении с разрушением, происходит гораздо быстрее. И думаю, он прав и в этом и в том, что пытается эту проблему обозначить острее.

2011-07-21 13:23:52 Елена Палютина
И это точно - если сделать тему МОДНОЙ И ПРЕСТИЖНОЙ, это многое изменит. Увы, но такова наша природа - без этого не получится :(

2011-07-22 08:58:22 Анна
Как "модно" быть модным и престижным. Сейчас и тему экологии "делают модной", не думая, видимо, о том,что есть серьезные экологич. проблемы, главное, чтобы в тренде быть,чтобы костюмчик сидел!
Да, эти темы такие важные, но если , они не модные, то мы не будем ими "заморачиваться", хоть мы и энтузиасты, болеющие за эту тему.

Елена, Вам большое спасибо, за то, что выложили тему. И на обсуждении было понятно, что надо к бизнесу обращаться, к власти, к общественности.
Дорогу осилит идущий,- ведь так говорят.

2011-07-22 10:59:14 Елена Палютина
Анна, ну что поделать - се ля ви. И Бог с ним, и пусть хоть таким образом внимание к проблемам привлекается. Что касается "спасибо" - сделала, что могла, внесла посильный вклад. Кстати, еще возникла идея: в менеджменте говорят, что при наличии проблемы надо приходить "наверх" с готовым решением. Вот я и подумала - а что если собрать группу неравнодушных (например, на базе КВТУ - они ребята активные), пригласить туда в качестве консультанта Марка Григорьевича, может, еще кого-то, кто "в теме с той или иной стороны и разработать некую программу - а что можно сделать в этом вопросе, и потом эту программу уже двигать - во власть, на суд общественности, бизнеса и т.д.? Как думаете, коллеги?

2011-07-22 11:59:19 Елена Палютина
Кстати, еще одна ремарка: знаю, что многие из тех, кто "рзаъехался по столицам и заграницам" тоже хотят реальных преобразований в городе. Все-таки - родина есть родина и за нее болит душа и приятно, когда она меняется к лучшему.

2011-07-22 12:47:57 Елена
Елена! Редакция "Иркутского Кремля" неоднократно поднимала вопросы о сохранении деревянного Иркутска, о восстановлении исторических названий улиц и районов и многие другие. Мы рады Вас поддержать и ещё раз вернуться к этому весьма важному разговору на страницах нашего журнала.
Тем более что речь идёт не только и не столько о сохранении «красивостей» (хотя для образованного человека и этого было бы достаточным основанием – могучую силу эстетического воспитания в формировании сильной личности никто не опроверг), сколько об исторической, культурной, метафизической преемственности, без которых ни у кого из нас будущего и не может быть. Ведь очевидно же, что, не зная своей истории, традиций, человек и не понимает, куда ему двигаться. Теряя связь с прошлым, человек лишается фундаментальных ценностей, организующих логику его поведения, человек утрачивает смысл своей жизни (не отсюда ли столько «болезней» у next-поколений?), а когда это явление становится тотальным, т.е. в масштабах страны, то государство разваливается (что мы сейчас и наблюдаем: разрушены многие социальные, культурные, политические институты, – и негативные процессы продолжаются). Поэтому мы считаем, что бережное отношение к истории города – это мощная составляющая в управлении не только настоящим, но и, как ни парадоксально звучит, будущим.
«Иркутский Кремль» готов опубликовать лекцию М.Г. Мееровича в ближайшем номере и разместить web-ссылку дискуссии на своём сайте.
С ув.
Елена Антхауф, член редакционного совета журнала «Иркутский Кремль»
www.irk-kreml.ru

2011-07-22 13:50:48 Елена Палютина
Елена, спасибо. Вы сами свяжетесь с МГ или как?

2011-07-22 13:52:39 Елена Палютина
а насчет ссылки на дискуссию я не возражаю, если вы это имели в виду.

2011-07-22 14:13:55 Елена
Если есть e-mail МГ, буду благодарна. Мой адрес: elena-anthauf@mail.ru

2011-07-22 17:23:56 Светлана Бушмакина
Что меня порадовало, так это преобладание на публичном прослушивании лекции ЗДОРОВОГО NEXT-поколения!!!!!!!!!Поколения, которое не просто живо интересуется своей историей, но готово действовать, решать наболевшую проблему!

2011-07-25 05:40:33 Елена Палютина
То, что NEXT поколение интересуется своей историей хорошо, конечно, но оно пока мало что решает, увы :(. Предполгалось, что аудиторией лекции будут чиновники и бизнесмены. Бизнесмены да - были (но увы, не так много), а вот из чиновников присутствовал только Андрей Сурков. Жаль...

Елена, я напишу МГ о вашей просьбе и адрес отошлю, думаю, он с вами свяжется.

2011-07-25 08:11:26 Елена Палютина
Елена, Марк Григорьевич свяжется с вами, после того как переформатирует лекцию в статью, он как раз сейчас над этим работает.Адрес я ему переслала.

2011-07-26 01:38:40 Tarkhanov
В данной статье выжиганиям посвящено скромные 0, 001 процента. И я про это в предыдущем своем сообщении вообще не обозначал. Что за манера, в другую сторону диалог уводить...
Ты хочешь поразмышлять на эту тему как о факте или как о следствии?
А то, что образцы прикладного искусства тоже имеют смысл не только в том, что они есть- так это тоже факт:)))
И где твое мнение о 130-м квартале?

2011-07-26 06:51:23 Елена Палютина
Коля, в какую другую сторону? Ты задал вопрос - я ответила. Как поняла и как смогла. И с кем, Коля, тьы воюешь? И зачем? не поняла я что-то :)
Про 130-й квартал я мало что знаю, чтобы рассуждать на эту тему. Ты лучше этот вопрос М.Г. задай. С его слов - там, увы, не было реставрации, был полный снос и строительство по новым технологиям. И с его же слов - есть позитивный опыт - его стоит сохранить и продолжжить. Есть негативный - его бы неплохо преодолеть. Могу только присоединиться к этим словам. Сама же что-то смогу сказать, когда это все уже встанет.

2011-07-26 06:57:51 Елена Палютина
еще хотела добавить одну вещь. я делала рассылку по этой статье, знаю, многие люди читали, просто ничего не писали. И они говорят - как интересно! сейчас смотрю на деревянные дома по-другому, узоры рассматриваю - вот это дождь, это - солнце... мне кажется, надо эти данные как-то шире пропагандировать, что ли ... через музеи, экскурсии, уроки в детских садах и школах - чтобы не только приезжие узнавали эту информацию, но и иркутяне, прямо с детства. Я - коренная иркутянка, но ни за годы учебы в школе, ни работая в туристической фирме и водя экскурсии по городу, я с этими данными абсолютно нигде не встречалась - плохо это :(.

2011-07-26 08:37:07 Елена
Елена, спасибо за труды, – будем ждать готовый текст.

А по 130-ому: полная неудача проекта была обусловлена задолго до начала работ. Даже та информация, которая лежит на поверхности (при оценке ситуации визуально: неудачное место расположения, загруженные автомагистрали, огибающие 130-ый (отсюда и шум, грязь, пыль, сложность входа-выхода), отсутствие парковых зон и бесконечный ряд прочего, в т.ч. провальные сроки исполнения, – в совокупности делают невозможным дальнейшее развитие проекта), – всё вместе вызывает весьма большие сомнения в дальнейшей судьбе идеи как таковой. Досадно, что предпроектное обсуждение, как всегда, прошло кулуарно, в узком профессиональном кругу, без привлечения широкой аудитории. Историки, краеведы, художники, литераторы, искусствоведы, архитекторы, простые горожане, студенты, гости города, – огромный мировоззренческий пласт был проигнорирован на официальном уровне (в этом – весь подход: администрации не интересно мнение общественности, а если смотреть глубже – даже и нет в этом необходимости, а если совсем на самое дно посмотреть, то всё более укрепляется подозрение, что это общественное мнение перпендикулярно определённым – в т.ч. и финансовым – интересам). И как всегда в последние 20 новороссийских лет общественная инициатива – очень хорошая, заметьте, инициатива! – наталкивается на системную ошибку: к решению вопросов, связанных с общегражданскими проектами, допущены структуры, не имеющие и не должные иметь к этому никакого (кроме исполнительных обязанностей) отношения! И эти структуры не только принимают решения по этим вопросам, но и определяют их спектр, – вот уж чего действительно никогда нельзя было допускать. Обозримая стройка – это, скорее, архитектурная реминисценция, нежели историческое собрание (декоративная ретушь под старину на новотехнологичном фундаменте едва ли вызовет ностальгический флюид у коренных иркутян или экзотический экстаз у интуристов). А жаль, – идея «Тальцов» в черте города действительно уникальна!
А по поводу поколения next… У меня есть несколько видео-интервью, взятые у свежеиспечённых выпускников архитектурного факультета ИрГТУ, и поверьте, доминирующее большинство этих, в сущности, момсиков искренне верят, что стеклянные башни до неба – это и есть самое ценное в градостроении. Замечу, что Иркутск как таковой им совершенно не интересен. Ни его удивительно богатая история, ни его культурные сокровища, ни даже простые общечеловеческие компоненты (эмоциональный, психологический комфорт города) – всё это никоим образом не ляжет в их будущие проекты, – значит, Иркутск обречён? Ведь они будут формулировать архитектурную концепцию Иркутска в ближайшие 30-40 лет. Думаю, проблем у next`а – выше крыше (и самая острая – в области общего образования, в абсолютном культурном невежестве, в чрезвычайно примитивной линейке ценностей). Уж простите за прямоту, но такими я вижу вещи в реальном пространстве.
С ув.
Елена

2011-07-27 07:45:11 Радетель
Полагаю, что не следует оценивать проект регенерации 130 квартала лишь негативно. Даже, несмотря на то, что многое там «сделано не так».
Давайте взвесим минусы и плюсы. Про минусы сказано и написано достаточно много (даже можно еще добавить).
Про плюсы: 1). Если бы не решение губернатора, на месте 130 квартала сейчас стоял бы современный жилой «комплекс переменной этажности с административными помещениями» из стекла и бетона (8-12 этажей), спроектированный руками и «передовой мыслью» выпускников архитектурного факультета; 2). Реализация 130 квартала способна доказать, что старые деревянные здания могут быть инвестиционно привлекательными; 3) Реализация квартала докажет, что возможно направлять усилия и средства застройщиков не на уничтожение старой застройки, а на ее воссоздание (строительный бизнес твердил постоянно, что это невозможно, в том числе и по техническим параметрам); 4) Реализация квартала покажет, что можно сохранять деревянную застройку Иркутска, не превращая ее в музей под открытым небом (типа «Тальцов»), что весьма проблематично в современных финансовых и земельно-спекулятивных условиях. А позволит полноценно осуществлять в ней современные функции – питание, досуг, отдых, гостиничный бизнес, частные художественные мастерские, планетарий и прочее; 5) Реализация квартала даст возможность последующие работы по сохранению исторической среды (на других домах и в других кварталах) осуществлять в ориентации на сохранение функции жилья – не может быть ничего лучше собственного благоустроенного усадебного жилья в центре города (и для своего удовольствия, а и для блага тех, кто ходит вокруг, но при абсолютно обязательном условии сохранения исторического облика, большого процента зеленых насаждений, обеспечения исторического мощения, характера внешнего размещения рекламы и проч.); 6) Будет сформировано достойное средовое окружение Крестовоздвиженской церкви – уникального памятника архитектуры мирового значения (читайте И. Грабаря); 7) По результатам проведения работ может быть выработана грамотная технология формирования консолидированного бюджета программы сохранения исторической застройки: федеральные средства – расселение ветхого жилого фонда; местные власти – инженерное оборудование территории и финансирование проектов; крупные бизнес – освоение подземных пространств (подземная урбанистика) и формирование досуговых, рекреационных и проч. сооружений; частные инвесторы – приобретение недвижимости в собственность и долгосрочная аренда городской земли с условиям сохранения внешнего облика. И, что самое важное, опыт управления этим бюджетом; 8) По итогам проведения работ может быть извлечен опыт организации взаимодействия между носителями идеи (разработчиками концепции возрождения исторической застройки), проектировщиками, инвесторами, управляющими компаниями, строителями-подрядчиками, …Сегодня реализация 130 квартала показала, что самая глубокая проблема – отсутствие нормального, мало-мальски грамотного менеджмента: строители делают то, что умеют, а не то, что предусмотрено проектом: инвесторы изменяют проекты в угоду своим коммерческим интересам, фактически не организован авторский надзор, никто не отвечает за целое (Ой, кажется, это уже пошли минусы); 9) Будет наглядно продемонстрировано, что огромная территория исторического центра г. Иркутск может развиваться по логике возрождения исторической среды, а не в стратегии «тотальной зачистки». 10) Впервые за последние годы будет создано (а не уничтожено) общественное городское пространство: линейная променада по центральной части квартала, а также центральная театральная площадь: 11)… Впервые в Иркутске будут сформированы объекта современной транспортной инфраструктуры – городские надземные переходы через ул. Седова и 3 Июля (а не подземные, которые не более удобны, но более «выгодны» для тех, кто призывает к их устройству, так как позволяют «закапывать в землю» значительно больше денег»; вдумайтесь – подземный переход через ул. Лермонтова стоил 47 млн. руб. т.е. 1,5 миллиона долларов(!)), обеспечивающий преодоление интенсивной городской магистрали, без остановки движения на светофорах…
Могу добавить еще пять-шесть «плюсовых» позиций….
Но самое главное не это. А то, что через пять-шесть лет, продолжать плеваться будут лишь несколько специалисты. Основная же масса горожан будет гордиться, а приезжих – восторгаться.

2011-07-27 14:32:01 Светлана Бушмакина
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ "МОМСИКИ" правы, действительно, будущее за новым, а не за старым. К старому надо бережно относиться, сохранять, это обязанность каждого последующего поколения, а вот объяснить всю ценность старины задача пред идущего поколения. И то, на сколько, доходчиво это получится сделать, зависит от всех, умудрённых опытом. В Японии это бросается в глаза на каждом шагу. Трепетное отношение к старикам, старинной флоре, детям, инвалидам, а уж бережное отношение к старинным постройкам – это умозрительное познание беспредпосылочно, самоочевидно для разума, является непосредственным усмотрением истины!

2011-07-27 23:29:57 Елена
Уважаемая Светлана! Жаль, что Вы не пытаетесь вникнуть в смысл даже собственных слов. Жаль, что Вы совсем не знаете русский язык и русскую грамматику. Жаль, что Япония для Вас роднее России. Доверять такому человеку «новое» будущее страшно! Наше поколение самообразовывалось, – для этого и у Вас достаточно возможностей. На «умудрённый опыт» надо опираться мудро и смелее обрастать собственным. Ну, возьмите же в руки Ильина, Шмелёва, Достоевского, Кожинова… Говоря об Иркутске, загляните в библиотеки: о тех же орнаментах не только Грабарь писал… Закажите экскурсию по Иркутску, в Тальцы, – и городская архитектура на Ваших глазах обретёт имена, даты, трагичные и курьёзные случаи… Я – не коренная иркутянка (хотя прожила здесь уже большую часть своей жизни), и меня всегда поражала краеведческая безграмотность коренных горожан, а между тем город богат музеями истории, куда, видимо, заглядывают только приезжие… город наводнён какими-то памятными табличками и мемориальными досками, которые, видимо, замечают только гости Иркутска… Вы ссылаетесь на какой-то там заграничный опыт, но ведь существование таких мощных культурных и исторических центров в городе говорит о том, что и у нас есть такой опыт, и он накапливался многие годы, а то и десятки, а то и сотни лет! – и это ПРОВЕРЕННЫЙ ВРЕМЕНЕМ опыт, и значит, ему можно ДОВЕРЯТЬ, на него можно ПОЛАГАТЬСЯ.
А Япония… – прочтите воспоминания Соломона Волкова об Иосифе Бродском, особенно то место, где Бродский говорит о проблеме перевода стихов… – методом аналогии Вам не трудно будет признать, что ни русским Японию, ни японцам Россию умом понять не дано, только слепо полюбить… Ну, а здесь сошлюсь на Эриха Фромма, который утверждал, что не имея опыта любви самого себя (а методом аналогии – любви к России), человек не может полюбить другого (а русский полюбить Японию)… Всё это я пишу для того, чтобы Вы, Светлана, поняли, что любая проблема (а мы говорим об иркутском проекте, верно ведь?) имеет синтетическую природу, и для её понимания надо привлекать значительный комплекс знаний и представлений.
Мне искренне жаль, что не было возможности сказать Вам это тет-а-тет…

2011-07-28 01:19:55 Елена
«Но самое главное не это. А то, что через пять-шесть лет, продолжать плеваться будут лишь несколько специалисты. Основная же масса горожан будет гордиться, а приезжих – восторгаться», –

– безусловно, большинство людей уже и теперь рады 130-му, – хорош подарок (даже если не успеют к сентябрю закончить), – живой Иркутск мерещиться в этих пока не оформленных, не огранённых (образно выражаясь) силуэтах… Мы и ещё потерпим, – пока новенькие золотистые брёвнышки не потемнеют, набираясь культурно-исторической пыли и грязи для окончательного завершения культурно-исторического облика…
А между тем, мы все видим, сколько городских земель было продано администрацией под застройки (не только жилые)… С иркутской плотины открывается невообразимый «архитектурный» хлам (как выразился один иркутянин, «руинообразная архитектура»), вызывающий недоумение (а один архитектор хвастал мне, что его проект (из числа присутствующих в районе Нижней Лисихи) победил в некоем региональном конкурсе; надо полагать, в том конкурсе и все остальные проекты победили)… Центральный рынок уже сейчас вызывает китайскую икоту… Кто придумал баннеры со «светлым будущим» на фоне жалких деревянных руин на Подгорной (там есть баннерок с воротами, на которых написано «ВЫЕЗД НЕ ЗАГОРАЖИВАТЬ»)?.. В районе улиц Свердлова и Пролетарской новостройки растут всё выше и выше… Перечень может занять много времени и места. Есть видео с вертолёта, – картина «застройки» кажется непоправимой… – И за все эти земли Иркутску от губернаторской широкой души («если бы не решение губернатора») подарят 130-ый квартал… ах, да, ещё пара десятков отремонтированных или новых фонтанов, подкрасят фасады, фонарные опоры, дорожные ограждения… Наверное, на пару-тройку миллионов навертят фейерверков (лучше бы на эти деньги хоть пару иркутских двориков замостили, озеленили, «окультурили» скамеечками и урнами, или сделали бы сточные канавы в центре города, – после дождя не пройти же)… Что там ещё полагается по случаю юбилея? – сувенирка (кто автор юбилейной эмблемки? – а впрочем, авторов нетрудно понять: кажется, весь гонорар составил около 70 тысяч, а срок на изготовление – 3 недели? Елена, «Брендкампус», случаем, не приглашали поучаствовать в разработке юбилейной символики? Как Вам акцент на соответствие ВКУСУ МЭРА?), которую продадут с бешеными наценками, пара вариантов рекламной «раздатки» в виде банальных и бездарных буклетиков, обязательно дорогой, подарочный книжный фолиант (простому смертному до пенсии не собрать денег на его покупку) и прочая лабуда… – отгрохочет юбилейчик, что дальше? – страшненько думать… Но и за 130-ый (мал золотник, да уж очень дорог!) – «массагорожанский» нижайший поклон…
С ув.,
Елена

2011-07-28 06:21:50 Светлана Бушмакина
Уважаемая Елена, БУДТЕ ЗДОРОВЫ! Я больше Вас ни чем не потревожу =)))))

2011-07-28 08:10:19 Елена
Очень жаль, Светлана.

2011-07-28 09:37:36 Елена Палютина
Ой-й-й-й-й-й! Стоило на пару дней отойти, и как всегда - поругались хорошие люди :(. Елена, при всем огромном уважении к вашей образованности, которую в мешке не утаишь, имхо,с культурной точки зрения вы демонстрируете радикальный пуризм и максимализм (шутка с долей правды правдой или наоборот, не знаю, насколько удачная).И в итоге обижаете людей, сами того не желая (простите за менторский тон, сама порой грешу подобными вещами). Ваши опасения понятны, радения вызывают уважение. Но - еще раз - жизнь такова, какова она есть. Новое приходит на смену старому, и в этом - правда и глубокая философия, несмотря на всю банальность этих истин.Кстати, вычитала где-то, что лучшая картина - яркая индивидуальность, оригинальность, интересность - наблюдается в тех городах, где новое и старое соседствуют. Там же, где консервируется старое и сохраняется в чистом виде, получается застой - вот так, как ни странно. Что же касается нашего желания, чтобы все и сразу стало хорошо, мне по этому поводу понравились слова политолога Ситникова - так не бывает. Сначала - очень плохо, потом - чуть лучше, потом - еще лучше, и только через несколько шагов уже хорошо.Поэтому - не надо так с "момсиками" - ведь они действительно придут нам на смену. Нам стоит найти с ними общий язык, это будет куда продуктивнее и приятнее (да и называть так их тоже не стоит, будь они мим сто раз :)). А также - с властями и с бизнесом. И кот Леопольд со своей сакраментальной фразой "давайте жить дружно" - вовсе не шизик. Видь в конечном счете, мы все люди.

Согласна с Радетелем - при всех минусах в строительстве 130-го больше плюсов. В деталях разберутся только немногочисленные профи, а остальным будет радость, и это правильно.

2011-07-28 09:54:20 Елена Палютина
хотя самое главное - не это, а предыдущий список (если его вдумчиво прочитать и если хоть на 30 процентов из этих плюсов сработает - это будет реальный перелом ситуации)

2011-07-28 10:04:13 Фёдор
2011-07-28 06:21:50 Светлана Бушмакина
Уважаемая Елена, БУДТЕ ЗДОРОВЫ! Я больше Вас ни чем не потревожу =)))))
2011-07-28 08:10:19 Елена
Очень жаль, Светлана.


Прочитав переписку Елены и Светланы, зародилось неуёмное желание выступить в качестве третейского судьи (грех, пожалуй, но простите старческую слабость).
Очевидно, что оба оппонента любят наш Иркутск, не меньше, чем я, родившийся здесь и проживший здесь всю жизнь. Оттого и показалась несколько странной реакция Светланы…. Безусловно, Елена весьма экспрессивна и категорична в высказываниях, но зато точна в мыслях. Думаю, стоит вчитаться в её письма, отбросив эмоции в отношении формы. Светлана, давайте простим Елене присущую ей экзальтированность, давайте не будем обижаться друг на друга. В нынешний век разобщённости и крайнего индивидуализма, прощение, примирение людей думающих в одном русле есть шаг к объединению. Только объединившись мы можем как-то повлиять на нежелательные процессы (мягко говоря), происходящие в нашем родном городе.
Простите, что встрял.

2011-07-28 10:06:17 Елена Палютина
хм, не дочитала что-то: Елена, BrandСampus приглашали, мы этот конкурс выиграли и эти 70 тысяч нам оплатили (наш вариант с подачи г-на Беседин много комментировался на irksib.ru, точный адрес сейчас не вспомню). Только потом было дважды хождение туды-сюды, и в итоге был реализован тот стиль, что сейчас на улицах. Я уже это пережила и не буду во всем обвинять администрацию, кое-что мы тоже не сразу предусмотрели, иначе, может, все бы сложилось иначе. Сам же дизайн с комментариями надо собраться, выложить на сайт.

2011-07-28 10:31:28 Фёдор
2011-07-27 07:45:11 Радетель
Но самое главное не это. А то, что через пять-шесть лет, продолжать плеваться будут лишь несколько специалисты. Основная же масса горожан будет гордиться, а приезжих – восторгаться.

Это говорит либо самовлюблённый архитектор, либо функционер из администрации города. Горожане же достаточно однозначно относятся к современному строительству имеющему место в нашем Иркутске. Всем известен городской фольклор по этому поводу: «Самосвал», «Семь ног» (ныне почили), «…па слона» (простите), «Крематорий»… и так далее. Массовый психоз, о котором мечтают архитекторы всего мира, не состоялся только потому, что ещё жива прежняя архитектура.

2011-07-28 10:34:18 Елена Палютина
прошу прощения за дикие опечатки - хочется везде успеть :). Федор, я с вами!(см.выше)

2011-07-28 10:41:13 Елена Палютина
а, вот оно это обсуждение, с картинками: пока хоть так пусть будет :) http://www.irksib.ru/forum/forum1/topic18/

2011-07-28 10:47:03 Фёдор
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля
МОМСА, МОМСИК - молокосос мальчишка

2011-07-28 10:58:17 Елена Палютина
Федор, а тут я не с вами :(. Выше вы, вроде, продемонстрировали здравый смысл, а сами туда же. Зачем эти хлесткие слова и передергивания? Вообще-то человек явно писал о 130-м, а цитируемый фольклор относится к новостройкам (на эту тему своего могу добавить). Предлагаю обратиться к своему здравому началу и посмотреть на вещи шире. И - в споре между "хранителями" и "рзвивателями" лично я на стороне Вильгельма Баскервильского ;)

2011-07-28 11:13:51 Елена
Елена, спасибо за ссылки (Олег, кстати, действительно роскошный подарок Городу предлагал! - фотопанорамы дышат и восторгом, и любовью, и торжественны, и драматичны, и праздничны, и ... - много-много слов благодарности).
Об остальном надо подумать: что это за такая непрофессиональная позиция у профессионалов? откуда бы такое желание смотреть на острые углы сквозь сглаживающие призмы? Чтобы реальность изменилась, её надо хотя бы рассмотреть внимательно и скурпулёзно (в науке это называется исследованием, а в искусстве я это называю инкубационным периодом)...
С извинениями за категоричность и с уважением ко всем участникам разговора,
Елена

2011-07-28 11:23:45 Фёдор
Вильгельм Баскервильский - литературный герой, проводник идей тайных ложь. Отчётливо понимаю Вашу провокацию.

Нет ничего страшнее организованного хаоса, выразителем которого, в главенствующей частности, выступает современная архитектура. РАЗВИТИЕ предполагает ОРГАНИЧНОЕ использование прошлого. На то и хранители. В современной же архитектуре органика отсутствует напрочь! Где её корни? В Малевиче?

2011-07-28 11:33:10 Елена Палютина
это не провокация, а проверка :). Похоже, правда, вы "Имя розы" не читали и не смотрели, просто в Википедии поинтересовались, кто таков. Он не был членом ложи, он просто был монахом-францисканцем. Федор, не обобщайте. Современная архитектура - она разная бывает. Я бы делила так: талантливая или нет. Увы, в силу ряда объективных причин, в последние много лет в Иркутске побеждают посредственные проекты. Почему - вопрос не простой. Но если так происходит под солнцем, значит - на это есть чья-то воля. И все же я бы поговорила об этом, только вот сегодня-завтра не смогу. Но вы пишите, поговорить с умными людьми всегда интересно, по возможности постараюсь ответить.

2011-07-28 11:42:06 Елена Палютина
ой - не простым монахом, а монахом-интеллектуалом и средневековым детективом. Но главное - человеком, который считал, что Знание надо не просто сохранять, а использовать на благо людей. И в этом он был идейным оппоненотом Хорхе Бургосского, который это самое знание в виде старинных книг ревниво охранял и никого к нему не подпускал, карая любопытство смертью. Умберто Эко - гений современности, энциклопедист уровня Леонардо. Если не читали - рекомендую всячески, если я ошиблась и вы знакомы с его книгами - это очень здорово. Все, ушла до понедельника :)

2011-07-28 12:30:15 Фёдор
Знание - сила, но слишком часто - разрушительная.... Истинное знание всеобъёмно, оно даже знает, чем чревато....
А чревато оно полу-наукой, по выражению Достоевского.

2011-07-28 12:32:00 Фёдор
Книгу не читал, смотрел фильм.

2011-07-28 12:33:46 Фёдор
До понедельника

2011-07-28 17:22:35 Елена
Да нет же, Елена, жизнь такова, какой мы её делаем. А делаем мы её согласно своим представлениям. А представления складываются из всего спектра знаний. А знания нам транслируют в учебных заведениях. ВУЗы мы (или наши родители) выбираем согласно закладываемым в нас ценностям. Ценности в нас формирует среда, в которой мы живём… Вот круг жизни. Конечно, он весьма схематично обрисован. Право, не люблю подобные схемы… Но с чего-то же надо начинать?
Светлана обиделась (жаль!), не видя истинного смысла происходящего на этих страницах. Нас в школе учили критиковать и разбираться с критикой. Впрочем, у нас была уникальная программа обучения (учителя-новаторы, нетрадиционные формы лекций, были интереснейшие практические занятия, я уж не говорю о самих педагогах – земной им поклон!). В реальной жизни критика стала незаменимым, бесценнейшим инструментом саморазвития… а уж в реальных проектах – обязательным элементом проектирования… Ну как же без этого?! Если нет сторонней критики, мы сами задаём её критерии (ещё до начала всех этапов работы). Вы, Елена, генерируете новые идеи, – Вам должно быть это знакомо… Идея без критики теряет свой вкус (образно выражаюсь), становится пресной и, в конечном счёте, оказывается нежизнеспособной… Я думаю, Светлана ещё вернётся к нам (и очень на это надеюсь), – как только ей станет понятна позиция, которую она могла бы представлять в этом разговоре.
То, что уже написано здесь, – не дискуссия (нет цели, нет задач, – не определены рамки обсуждения). Ценность этих post`ов – формирование языковой модальности, на базе которой станет возможным что-либо обсуждать и формулировать… Если мы будем просто трепаться, виляя от одного настроения к другому, мы напрасно потеряем время. Тема задана (материал лекции М.Г.). Давайте придерживаться хотя бы этой самой общей рамки, а рассуждать о гениальности Умберто Эко будем в других местах.
В своих post`ах я пытаюсь выстроить общую картинку, которая доступна моему сознанию. Читая остальных участников, я дополняю свою картинку. Факт, что у каждого из нас картинки разные. Надо их объединить, – более панорамный взгляд на действительность никому не вредил…
Хотелось бы поставить ряд вопросов, но сообща. Чтобы задать вопрос, надо понять, откуда мы будем его задавать (как кто: горожане? архитекторы? художники? управленцы? будущие инвесторы? как историки? как эстеты? как момсы? Таких рамок – дурная бесконечность). Надо разобраться, куда мы будем задавать вопрос (кому? – чиновникам? архитекторам? рекламистам? горожанам? интуристам?.. etc.). Было бы не плохо разобраться, зачем мы будем задавать вопрос (хотим просто пообщаться? хотим что-то изменить? хотим найти единомышленников? хотим научиться правильно говорить/писать? решаем кадровые проблемы?). Предлагаю как-то упорядочить наше движение и, наконец, задать ему хоть какой-нибудь вектор.
С ув.,
Елена

2011-07-29 10:20:26 Фёдор
Словно замерло всё до рассвета.... Простите, Елена (имею в виду женщину, которая пишет под ником Елена), Вы правы, что здесь не место для рассуждений об Умберто Эко, но воспользуюсь паузой объявленной до понедельника, и всё же скажу несколько слов о Вильгельме Баскервильском. Да, романа я не читал. Но зато очень внимательно посмотрел фильм "Имя розы", который, не отрицаю, поставлен талантливо. И книга, верю, не менее талантлива, а может, и много более. Но что такое талант, как не монетка подаренная человеку Богом? Монетка, которою человек волен распорядиться как ему заблагорассудится. За благо рассудится.... Отдать нищему, закопать в землю, отдать в рост, нанять убийцу.... Иной раз монетка эта может натворить дел непоправимых.
Итак, Баскервильский, вернее, фильм "Имя розы", воспевающий знания, прогресс, сочувствующий педерастии, на которую идёт одно из сюжетных лиц ради получения знаний. Это лицо - некий художник, забавляющийся фривольными рисунками. По сюжету, умирают все, кто касается заветной книги, символизирующей знание, и спрятанной в библиотеке монастыря, естественно, и художник, добравшийся всё же до этой книги. К стати заметить, на лицах всех монахов печать вырождения... - хранители. Иначе говоря, зрителю, я думаю, и читателю романа тоже, всё разжёвано до предела: ретрограды - уроды, прогрессисты - благородные красавцы, чуть не с полотен Эль Греко.
Иначе говоря, фильм (наверняка и книга тоже) - талантливо выполненная, но довольно плоская по мысли агитка, воспевающая прогресс, давно дискредитировавший сам себя.
Чтобы быть проводником идей тайных лож(ь), не обязательно состоять их членом.
Сегодня умные люди пытаются вернуться на землю. Тут есть о чём подумать архитекторам.

2011-07-29 11:12:07 Елена
Да, Фёдор, Вы правы.
Есть архитекторы, талантливые в маркетинге, и маркетологи, талантливые в искусстве, и артисты, талантливые в менеджменте, и управленцы, талантливые в архитектуре... Вообще, весьма странный, размытый какой-то критерий - талант. Архитектурный проект много чего в себя включает. Там какие таланты нужны? А в проектировании квартала? А в проектировании "комплексной регенерации квартала"? Мне думается, в разговоре о 130-ом речь далеко не об архитекторах. И в разговоре о Нижней Лисихе - не об архитекторах. И вообще...
Я думаю, тут впору вспомнить... н-ну, к примеру, графа Н.Н. Муравьёва-Амурского, - он был талантливым. Он был на своём месте талантливым. Образованным, честным, принципиальным, целеустремлённым, ответственным... очень русским человеком был.

2011-07-30 07:24:43 Фёдор
В советский период территории, занятые «деревяшками» рассматривались лишь как резерв земли под новое многоэтажное, многоквартирное строительство (Меерович)

Это верно только отчасти. Вспомните – в брежневские времена была создана общественная организация ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), которая имела немалый вес и авторитет, и благодаря которой ещё живо иркутское деревянное зодчество. Ведь стоял же вопрос о полном сносе дерева в Иркутске. Но тогда общественный голос имел вес. Ныне общественный голос отсутствует как таковой.

2011-07-30 07:51:47 Фёдор
Да, Муравьёв-Амурский был безусловно одарённым человеком. Но Мурвьёвым-Амурским его сделало не только наличие таланта, но в основном всё же именно образованность, честность, принципиальность, целеустремлённость, ответственность... если бы всегда эти качества сопровождали талант, или сопровождал талант…. В Муравьёве эти качества были воспитаны родителями, средой, укладом самой русской жизни, русской культурой.
Под словом ОБРАЗОВАННОСТЬ я понимаю не наличие знаний, а соответствие человека задуманного Творцом образу (десять заповедей).

2011-07-30 07:55:32 Фёдор
Извините за опечатку:ЗАДУМАННОМУ Творцом образу

2011-07-30 08:14:39 Фёдор
Одна бабушка сказала про современную архитектуру в Иркутске: те же хрущёвки, только кривые. (Фольклор)

2011-07-30 08:24:49 Фёдор
Возьмите деревянный квартал, отремонтируйте, укрепите (сейчас масса противопожарных, противогнилостных пропиток), благоустройте, и люди будут жить там с удовольствием, более того, такое жильё станет престижным! И объект сохранится, и среда! Но это, конечно, если думать о людях, а не о денежных мешках.

2011-07-30 12:54:31 Елена
Главное в таланте Муравьёва-Амурского - своё место... Я подчёркиваю: талантливы так или иначе все. Но не все со своим талантом занимают такое место...

2011-07-31 06:47:45 Анастасия
Ценность рядовой деревянной застройки не понимаешь, пока не видишь как нелепо смотрятся чуть покосившиеся, чуть обветшавшие такие уютные сомаштабные человеку деревянные домики на фоне панельного советского строительства.

2011-07-31 20:07:48 Елена
Т.е. Вы, Анастасия, из-за "хрущёвок" не видите ценности исторического Иркутска? Только ли в них дело???

2011-07-31 20:16:15 Елена
В том-то оно и дело, Фёдор, что нам (указательный палец вверх) ОТТУДА говорят, что отремонтировать, укрепить и благоустроить деревянный Иркутск ИМ (снова пальцем ТУДА) не на что. Последние 20 лет ОНИ (снова палец) только тем и занимаются, что продают, продают, продают... Но денег у НИХ как не было, так и нет. Тогда вопрос: может ОНИ и продавцы БЕЗДАРНЫЕ???

2011-08-01 08:51:02 Елена Палютина
Елена, день добрый. По поводу вашего диалога со Светланой. Пожалуй, скажу в последний раз, на этот раз прямо, уж относитесь как хотите. Как бы вы ни были правы в чем-то, вы человеку нагрубили и его оскорбили, при всей интеллектуальности ваших месседжей. И исключительно поэтому получило подобную реакцию. Если вы не понимаете, в чем тут дело, боюсь, больше уже объяснить ничего не смогу. Анастасию же вы просто не услышали.
Ну и к вашим же словам - давайте обсуждать тему. Или хотя бы Умберто Эко (в контексте темы), без лишних эмоций и ярлыков (это по поводу поста 2011-07-31 20:16:15).

2011-08-01 11:01:44 Елена
:) - Давайте.

2011-08-01 12:28:24 Елена Палютина
вот и славно :)

2011-08-16 23:03:56 Беседин Олег. http://besedin-oleg.livejournal.com/
Хорошо, что наши архитектурные авторитеты болеют этой темой! И мы в теперь в одном ряду, по одну сторону баррикад. Но такое впечатление, что Марк Григорьевич одинок в своём беспокойстве - где голоса наших многочисленных историков, архитекторов; о чём их кандидатские и докторские?

Даже если есть такие, то как это отразилось практически на судьбе города? Есть ли победы в войне, ведущейся против города и горожан?
Мы говорим, пишем. А кто-то ломает и строит по-своему...

Где Союз архитекторов? Или весь СА не способен противостоять одной властной подписи одного главного зодчего под такими, например, шедеврами - http://besedin-oleg.livejournal.com/49577.html

Или мы (они) такие бессильные?
Ну ладно я - не профессор и не академик и моё хилое слово не слышно. Но почему теория наших авторитеных теоретиков абсолютно не соответствует практике?


Почему на деле не сохраняем, а сносим?
Говорим и понимаем так, а делаем иначе?

"130-й" квартал - это победа или поражение и неудача наших архитекторов?
http://besedin-oleg.livejournal.com/34846.html

Почему мы только сейчас - под юбилейный аккомпанемент слышим вдруг появившуюся, но очень запоздалую заботу? Где наши учёные были, о чём писали свои кандидатские и докторские все те тридцать лет активного уничтожения исторического Иркутска?

2011-08-24 08:17:49 Аноним
Олег, здравствуйте! Думаю, вопросы ваши риторические и ответы на них вы и сам знаете... почему и как - это все история и сейчас нет смысла говорить об этом. Хорошо, что тема снова поднята, хорошо, что хоть что-то сдвинулось с мертвой точки, в каком бы то ни было виде. Появилась надежда, и это главное.

2011-09-29 11:36:33 Фёдор
Надежда на что?
Вот мы видим 130 квартал, готовый его кусочек....
Домики - музейные экспонаты... Как в Тальцах, только там лучше - хотя бы пытаются создать окружение, среду. Это Иркутск? Памятник на месте гибели города?

2011-10-29 12:25:09 Женя К.
Елена Витальевна, здравствуйте!
Можно получить презентацию в оригинале?
Ну или закачайте на slideshare.net

2012-01-21 14:11:18 марта
естя живу в германии. здесь нельзя разрушать старые дома.+ ЕСТЬ ДОМА 15ВЕКА.ОДНАКО ВНИХ ЖИВУТ ЛЮДИ.ПОТОМУ ЧТО+++ВНУТРИ ДОМА ВСЁ УСТРОЕНО ПО СОВРЕМЕННЫМ СТАНДАРТАМ++++ НО ЭТО СТОИТ ОЧЕНЬ БОЛЬШИХ ДЕНЕГ И ОБЫЧНО++++ ИХ ЗАСЕЛЯЮТ БОГАТЫЕ ЛЮДИ,НАРУШАТЬ СТАРЫЙ АРХИТЕК+ТУРНЫЙ ОБЛИК НЕЛЬЗЯ, ЗА ЭТО НАЛАГАЮТСЯ ОГРОМНЫЕ+++++ШТРАФЫ,

2012-06-11 19:33:24 Лариса Вильясте
поговорили с тобой,вспомнила, что давненько не была на сайте компании. баннер с деревянным домиком зацепил. потому что после приезда - вот уже месяц я вспоминаю тот самый 130-й квартал и никак не пойму - что это за островок презентабельности и шика в центре разрухи. Очень красиво, но если бы мне Алена Карасева не сказала - сфотай мне что там получилось - я бы не узнала. Особо режет глаз, если перед этим проехать в той стороны - с нового моста. Ладно, сделали островок красоты. Но, насколько я помню, там нет ни одного дерева...

2012-10-20 20:39:28 яшкин алексей
но ведь все таки надо начинать с чего то хотя бы и с островка жаль зелени нет в 130 ом да и иркутска нет тоже я думаю у иркутска было свое очарование и 70 лет назад и 100 так уж у нас на руси заведено быть россии всегда молодой при петре россия молодая при катьке россия молодая при ленине и сталине россия молодая и в перестройку россия молодая россия мне напоминает старуху с множеством пластических операций лицо красавицы а задница вся в шрамах от всевозможных утяжек и подтяжек

2014-03-27 17:15:17 Васильев Виталий
Здравствуйте.

Я работал в муниципальной народной дружине в Кировском районе, и обходил эти дома. За этими резными фасадиками, подмазанными для туристов, находятся жуткие трущобы. Развалившиеся печи, перекошенные стены, провалившиеся полы, вросшие в землю окна, протекающие крыши. Толчки на улице, помойки в оградах. Примечательны и жильцы: урки и тюрки. Приежая из самых занюханных колоний, кишлаков и аулов, владельцы и съемщики этого "жилья" чувствуют себя совершенно "как дома" и ведут себя "как дома", промышляя проституцией, грабежами и наркотиками. Вы бы видели, в каких условиях там живут дети.

Когда-то наш город был очень богат, массово возводились эти деревянные дворцы. С тех пор наш регион в рейтинге уровня жизни России.... где-то 67 из 86. И нам не до деревянных кружавчиков, дорогая госпожа Меерович, а найти, где бы пожить. Говорят, Путин назвал наш город местом с "самой непотребной архитектурой". Туристы же, проезжая из Интуриста по Байкальской, смотрят на huts и спрашивают: "Что , реально, там живут поселенцы?"

Если эти деревяшки кому-то нужны, то выхода только два:
1. консервация в стеклянном саркофаге, как домик Петра в Петербурге. 2. обновление каждые 25 лет, как храм Аматэрасу в Исэ.

Текст сообщения:

Ваше имя:

Введите код:

   






 Brandcampus на Brandcampus на Facebook

2012-08-16 Выпуск 31:
БРЕНД-КОУЧИНГ для АКАДЕМИИ РИТОРИКИ И ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА «МАСТЕР СЛОВА» (2)


2012-01-26 Выпуск 30:
Клиент забудет, что он увидел у вас, забудет, что услышал, но навсегда запомнит то, что он почувствовал! (1)
Алексей Попов

2011-09-29 Выпуск 29:
ТРАДИЦИОННАЯ РЕКЛАМА СЕБЯ ИЗЖИВАЕТ, НО ПРОФЕССИОНАЛЫ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ ВСЕГДА (3)
Маргарита Васильева

2011-07-19 Выпуск 28:
СУДЬБА ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА – ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА (69)
Меерович М.Г.

2008-10-29 Выпуск 27:
Календарь ГК «Деметра» работал в штабе БЭФ 2008 (0)


2008-05-04 Выпуск 26:
Иркутская история ч.2 (26)
Елена Палютина

2008-05-03 Выпуск 25:
Иркутская история ч.1 (72)
Елена Палютина

2008-02-03 Выпуск 24:
Не-Рекламная пауза (0)


2007-12-01 Выпуск 23:
Мы по делу, а им смешно… (1)


2007-10-16 Выпуск 22:
«Креативный директор» - журнал не только для креативного директора. (0)
Елена Палютина

2007-04-14 Выпуск 21:
Он улетел, но обещал вернуться… (10)
Е. Палютина

2007-03-31 Выпуск 20:
Семинар-тренинг
«Дизайн как средство визуальной коммуникации, инструмент повышения эффективности и прибыльности компании»
(5)
Андрей Логвин и Эркен Кагаров

2007-02-24 Выпуск 19:
Иркутская история (10)
Елена Палютина

2007-02-04 Выпуск 18:
ДИЗАЙН – ЭТО ОТВЕТ НА ВОПРОСЫ… (2)
Е. Палютина

2006-09-20 Выпуск 17:
Про арбузы, бренды и не состоявшихся Ломоносовых… (15)
Елена Палютина

2006-05-28 Выпуск 16:
ЗДРАВСТВУЙ, МАМА, Я ВЕРНУЛСЯ!!! (28)
Елена Палютина

2006-03-02 Выпуск 15:
Очень высокое чувство такта (13)
Самвел Аветисян

2005-11-10 Выпуск 14:
«Рекламный бюджет подобен мужскому достоинству: важен не его размер, а умение им пользоваться!» (11)
Маргарита Васильева и Андрей Надеин

2005-10-19 Выпуск 13:
БОГАТСТВО ИРКУТСКА БРЕНДОМ ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ! (30)
Елена Палютина

2005-10-05 Выпуск 12:
Авторский семинар-тренинг
Создание сильной индивидуальности бренда
(3)
Маргариты Васильевой и Андрея Надеина

2005-09-22 Выпуск 11:
ЛЕТИ ВЫСОКО! (7)
Елена Палютина

2005-09-02 Выпуск 10:
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРСЕ?.. (34)
Елена Палютина

2005-08-15 Выпуск 9:
ДОБРЫЕ ВЕЩИ ВЕКА (65)
Всеволод Бродский

2005-07-22 Выпуск 8:
ДО КОЛИ?!... (241)
Николай Тарханов

2005-07-15 Выпуск 7:
О делегировании и наемных работниках (31)
Дарья Городецкая

2005-07-12 Выпуск 6:
«БайкалPRоект» - полигон для будущей нетократии (53)
Елена Палютина

2005-06-30 Выпуск 5:
Рассказ про то, как попытка взять интервью «на злобу дня» превратилась в настоящую «рекламную паузу» (10)
Владимир Юльевич Рабинович

2005-06-13 Выпуск 4:
ГУДВИН, великий и ужасный! (42)
Елена Палютина

2005-06-06 Выпуск 3:
«Хроники Девятого Года» (29)
Елена Палютина

2005-06-02 Выпуск 2:
«Я давно превратился в мясокомбинат» (19)
Михаил Синчурин

2005-04-07 Выпуск 1:
В поисках ненавязчивой Идеи, или нужен ли креатив в рекламе? (20)
Елена Палютина




Поиск по сайту:

Новости | История с географией | Портфолио
Наше наследие | Координаты | Рекламная пауза


Copyrightг BrandCampus, 2005-2024
тел/факс: +7 (902) 515-66-39

Креативный директор: Е.Палютина